Опубликовано: 8 июля 2022

Тульский самовар: народный промысел

Русский самовар – история рождения

На самом деле, не такой уж он и старый, русский самовар. Его рождение неразрывно связано с повсеместным распространением в России чая, а напиток этот пришел к нам из Китая лишь в XVII веке. Поначалу был он доступен лишь знати и применялся как лечебное средство. Но постепенно чайная торговля расширялась, охватывала все большие территории, цена снижалась. К XIX веку чай стал национальным русским напитком, вытеснив традиционный сбитень, медовуху, квас. А раз появилась огромная потребность в кипятке, то возникла и необходимость рождения прибора, который бы справлялся с его приготовлением. Именно в этот период русские мастера, имена которых навсегда остались неизвестными, придумали самовар.

Предшественниками знаменитого водогрея были сбитенник и самовар-кухня. Сбитень – отвар лекарственных трав на меду – не только пили дома, но и подавали на ярмарках, в трактирах. Для его приготовления использовался сосуд, напоминавший чайник, с трубой для углей внутри. Жар от тлеющих углей сначала заваривал напиток, а потом долго поддерживал его горячим.

По такому же принципу работала и появившаяся в XVIII веке самовар-кухня: разделенная на 3 сегмента чаша с трубой в центре. В этой удивительной братине, заполнив трубу горящей лучиной или углем, можно было готовить одновременно первое блюдо, второе и кипяток (для того же сбитня, чая или другого горячего напитка).

Считается, что привычный нам самовар родился в Туле. Город, стоящий на месторождениях меди и славящийся своими мастерами, неразрывно связан в нашем сознании с оружием и самоварами. И выражение «тульский самовар» воспринимается столь же органичным, как и «тульский пряник». На самом деле впервые тульский самовар упомянут в документах лишь в 1746 году. Чуть раньше, в 1740 году в письменных источниках зафиксировано упоминание медного самовара, изготовленного в Суксуне – промышленном поселке, расположенном между Пермью и Екатеринбургом. Возможно, это событие произошло и одновременно. Ведь заводы по обработке меди и производству медной утвари и в Туле, и в Суксуне принадлежали промышленникам Демидовым.

Однако именно в Туле производство самоваров было развернуто максимально широко. К 1850 году в «самоварной столице» работало 28 заводов, выпускавших в год порядка 120 тысяч пузатых водогреев. Помимо крупных предприятий, работали также и кустарные мастерские, производившие в день по 5-6 самоваров ручной сборки.

Революция 1917 года чуть было не поставила точку в самоварном деле. Объемы производства приближались к нулю. В 1918 году все уцелевшие частные фабрики были национализированы. В 1919 году образуется Тульское государственное объединение самоварных фабрик, из которого к 1937 году продолжает функционировать лишь небольшое подразделение Тульского патронного завода «Штамп». В 1922 году выпуск самоваров организован в г. Кольчугино, на 1 государственном медноперерабатывающем заводе.

В магазине https://tulavar.ru/catalog/raspisnye/ представлены электрические самовары с классической росписью Гжель, Хохлома, Кудрина, а также с рисунками, разработанными художниками ТСК ТУЛАВАР (раздел классическая роспись).

Почему чай из него полезнее и вкуснее

Тульский самовар: народный промысел

Предпочитают чай из самовара приверженцы здорового образа жизни. У них есть, как минимум, два объяснения, почему чай, заваренный по-старорусски, полезнее.

  1. Вода в самоваре кипятится медленнее, чем в электрическом чайнике или на современной индукционной плите. Благодаря этому ее структура не разрушается, сохраняя все полезные и чудодейственные свойства.
  2. В чем бы не кипятилась вода, на дне и на стенках в любом случае образуется накипь. Переворачивая чайник, чтобы налить в чашку из носика, вода взбалтывается, в итоге в ней оказывается значительная часть накипи. Для организма это совсем не полезно. 

Виды народной самоварной росписи

Традиционная русская декоративная живопись – это не стандартный набор рисунков или орнаментов. Это рисунок, выполненный в определенной технике. Строгих шаблонов или набора картинок в нем нет. Художник только придерживается общих концепций, постоянно импровизирует.

Набор художественных приемов в каждой народной росписи богат и разнообразен. Поэтому каждый расписной антикварный самовар уникален.

Хохлома

Рождение техники историки относят к XVII веку. Это был народный промысел жителей Нижегородской губернии. Название роспись получила от деревни Хохлома. Туда окрестные мастера отвозили изделия на ярмарки.

Особенность рисунка – обязательное присутствие золотистых оттенков. На черном фоне ярко «расцветают» желтые, оранжевые, красные цветы или ягоды в окружении насыщенно зеленых листиков.

Разновидность хохломы – «кудрина». Это самая сложная техника – художник сначала наносит контуры будущего рисунка, затем закрашивает фон и после этого заполняет контуры. Каждый этап сопровождается сушкой. Свое название «кудрина» получила за то, что роспись напоминает завитки волос из-за переплетений листьев, цветков, травы, ягод. Настолько тонко выполняются линии рисунка.

Гжель

Название росписи дал город, в котором она зародилась в XVIII веке. При взгляде на гжель возникает ассоциация с морозным узором на снегу. Холодные сине-кобальтовые оттенки на снежной белизне. Второе название гжели – «Синь России».

Мотивы техники гжель самые разнообразные:

  • птицы;
  • цветы;
  • растительный или отвлеченный орнамент;
  • сцены деревенской жизни.

Самый любимый узор гжельских художников – роза «Агашка». Назван он так по имени большинства крестьянок подмосковной волости Гжель, которые занимались росписью.

Особенность и трудность гжельской техники:

  • правильно рассчитать ширину и направление мазка;
  • «угадать» художественную толщину краски на каждом завитке;
  • строго выдержать последовательность темных и светлых оттенков.

Роспись в стиле «Гжель» – это изысканность, лаконичность, изящество рисунка.

Жостово

В 1825 г. в г. Мытищи Московской области родилась жостовская роспись. Ее придумали специально для украшения подносов. На самоварах она появилась после разработки электрических самоваров.

Принцип жостовской росписи взят у мастеров Японии и Китая еще 400 лет назад – красочные цветочные букеты и орнаменты на традиционно черном фоне, покрытые лаком. Основа может быть также темно-синей, коричневой, темно-бордовой. Главный принцип рисунка – контрастность холодного фона и пастельных оттенков основного рисунка.

В отличие от техник «Хохлома» и «Гжель» жостовский колорит богат палитрой. Для колорита рисунка используются вся цветовая гамма с оттенками – от ярких до нежных. Основные мотивы распустившиеся цветы и бутоны:

  • розы;
  • пионы;
  • георгины;
  • астры;
  • анютины глазки;
  • ландыши;
  • тюльпаны.

Рядом с клумбовыми цветами могут соседствовать чабрец, ромашка, бессмертник. Букеты часто дополняются ягодами.

Современная роспись в самоварном производстве имеет ряд особенностей: 

  • Наружная поверхность самовара должна быть идеально чистой;
  • Прозрачной краской наносятся контуры рисунков;
  • Все думы и мысли художник воплощает в реальность непосредственно на металле;
  • Задуманная импровизация создаёт уникальные росписи в различной цветовой гамме;
  • Мягкая объёмность рисунка под кистью мастера получается за счёт красок более тёмных тонов, а полное заполнение осуществляется яркими красками.
  • Завершающим этапом является выписывание беличьей кистью нежных бликов и других акцентов.

Современные расписные самовары имеют художественное оформление, выполненное из жаропрочной краски. Она не трескается при нагревании и устойчива к холоду. При длительной эксплуатации не тускнеет. Грязный налёт легко удаляется чистящими средствами. Поэтому расписной угольный самовар долго служит владельцу «верой и правдой».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий