Чайные истории
Лю Ань Гуа Пянь С той поры этот древний чай приобрел современное название. В эпоху Мин чай Лю Ань Гуа Пянь был очень известен. Живший в это время автор по имени Гу Лун писал, что Лю Ань Гуа Пянь, природа которого воистину прекрасна, очень хорош по своим качествам и имеет эффективное целебное воздействие. Минский автор Сюй Цышу в тексте «Ча шу» («Чайная книга») говорит, что на прославленных горах произрастают волшебные травы, а на теплых почвах Цзяннани растет чай. О чае, растущем к северу от большой реки Чанцзян в месте Люань, он сообщает как об известном, любимом и драгоценном средстве, избавляющем от засорения организм, убирающем жиры и застои. Но нужно следить, замечает Сюй Цышу, за соблюдением технологии изготовления, иначе он будет сильно отличаться по качеству от настоящего чая.
Как заваривать
Считается, что если хоть раз попробовать утесный улун, то вкус его запомнится надолго. Главное, правильно заварить. Из посуды подойдут и колба со сливом, и гайвань, и чайник.
На 200-250 мл достаточно 3-5 г чайных листьев. Вода должна быть с температурой 90-95°С (после закипания надо дать ей чуть-чуть остыть). Первая заварка, как правило, сразу сливается. Затем чай заливают водой повторно и выдерживают 10-15 секунд, а каждое последующее заваривание увеличивают еще на 10-15 секунд.
Пропорции подходят для первого знакомства с напитком. Количество заварки можно уменьшать или увеличивать по вкусу, как и время выдержки настоя. В чайнике, например, длительность заваривания может достигать 3-х минут.
Шуй Цзинь Гуй подходит как для утреннего, дневного, так и вечернего чаепития. В первой половине дня он поможет собраться с мыслями, а вечером расслабит и снимет напряжение.
фото: depositphotos.com/Fieryphoenix
Свежие записи
- Влажные фантазии
- Цюаньган Хуэй Бай – Блестящая Белизна из Цюаньгана
- Новогодние чайные традиции Китая
- Десять стадий постферментации пуэра
- Немного о Цзинь Хуа
- Немного о способах экстракции биологически активных веществ чая
- Немного о чае как о физическом объекте
- Изотопный анализ и географическая идентификация чая
- Мозготряс, бочкочай и тайна слова «tea». Снова о португальском чае
- Гуаньгуаньча – чайная традиция китайского Северо-Запада
- Немного о чае из Ганьсу
- Что такое хороший чай? Тело подскажет
- Серебряные иглы – Рисовые, Дикие, Перебранные. В чем их различия?
- Немного о чайных энтузиастах с острова Сан-Хуан
- Чайные плантации Индии
- Капитан Очевидность о географии чая. И немного об истории
- Органика по-индийски: особенности и отличия
- Ликоу – родина цихуна. Немного об особенностях традиционной технологии Цимэнь Хун Ча
- Бамбуковый сад. Чайные легенды Ассама
- Влияние кофеина на качество сна и на дневное функционирование
- Чаеполезность головного мозга и коронавирусная инфекция
- Немного о чае с острова Джерси
- Новые горизонты для коммуникаций профессионалов кофе, чая и какао
- Ассам – самый чайный штат Индии
- Лэй Коу Чай (雷扣柴) – Громом Разбитые Дрова
- Японские постферментированные чаи
- О пропекании уишаньских улунов
- Чай и БИК-спектроскопия
- Гаоцяо Инь Фэн и Сян Бо Люй – гордость уезда Чанша
- Немного о катехин-кофеиновых комплексах
Вкус, цвет, аромат
В аромате сухих листьев чувствуются мягкие цветочные и фруктовые нотки, древесные и «жареные» практически отсутствуют. Зато можно уловить запах свежего хлеба с оттенком ванили. Хлебно-пряные ноты также слышны в утесном улуне Те Ло Хань.
После заваривания аромат становится насыщенным, но не утрачивает присущей ему нежности. Отчетливо улавливаются сладкие ванильно-цветочные ноты. Цвет готового настоя янтарный, с каждым проливом меняющийся на более темный и яркий.
Вкус Шуй Цзинь Гуй богатый, мягкий, в нем гармонично сочетаются пряные и фруктовые нотки. Но он настолько сбалансирован, что трудно выделить, что в нем больше преобладает. Кто-то отчетливо различает оттенки сладкого апельсина, персика или айвы, другие ощущают легкую кислинку. Послевкусие долгое, сладостное, сочное.
Бай Цзи Гуань (Белый Петушиный Гребень)
Бай Цзи Гуань (Bai Ji Guan, 白鸡冠, Белый Петушиный Гребень) – утесный чай, произрастающий в райском местечке – заповеднике Уишань. Входит в состав Сида Минь Цун (Четыре Великих Куста) и является одним из самых известных уишанских улунов. По мнению большинства современных китайских чайных специалистов Бай Цзи Гуань существенно превосходит всех своих утесных собратьев, включая Да Хун Пао. Древняя китайская пословица гласит: хороший чай рождается из чистой воды и великих гор. Заповедник Уишань, что в северной части провинции Фуцзянь наделен и тем и другим. Гора Уи, расположена примерно в 15 километрах к югу от Уишань, город на северо-западе провинции Фуцзянь, может похвастаться невиданной красоты природными пейзажами, окруженными изумрудными водами. Здесь идеально все для выращивания самого лучшего чая в мире! Листья у Белого Петушиного Гребня зелено-желтого цвета, что отличает его от других чайных кустов в Уишани. В основном производится в апреле-мае из нежных молодых листиков. Почва в Уи состоит из пород древнего вулкана, потому она дает чаю столь уникальный и сильный характер.
Сорта чая. Улунский чай. Фуцзянь, Уишань
В Фуцзяни делаю чаи как слабо-ферментированный, так и сильно-ферментированные. На севере провинции, где раскинулись горы Уи с их зелеными склонами, прозрачными ручьями и кристально чистым воздухом, больше всего распространены сильно-ферментированные чаи: Да Хун Пао (Большой Красный Халат), Уи Шуй Сянь (Нарцисс с гор Уи, он же Водный Дух с гор Уи), Уи Ба Сянь (Восемь Бессмертных с гор Уи), Бай Цзи Гуань (Белый Петушиный Гребень), Те Ло Хань (Железный Архат), Уи Жоу Гуй (Корица с гор Уи) и другие, менее известные, например, Цзинь Гуаньинь (Золотая Гуаньинь) или Ци Лань (Волшебная Орхидея). В этой местности организован большой природный заповедник, в котором живут множество уникальных видов животных, в том числе и особые виды бабочек. Кроме того, на склонах гор высажены разные виды чайных кустов, привезенных из разных концов Китая. Таким образом, во время прогулки по тропинкам, можно увидеть множество подвидов чайного дерева. Как правило, один сорт чая делают из одного вида чайного куста, но бывают и исключения. Каждый год чаеводы проводят селекцию и выводят новые сорта. Самый хороший чай делают из сырья, которое собирают в горах, оно называется «ян ча», то есть «утесный чай». Его не очень много, но качество его прекрасно. Сочетание каменистой почвы, воды и особого климата делает качество этого чая выдающимся. Чуть попроще чай собирают на склонах, в холмах. Этот чай тоже неплох. Ну а самый массовый чай собирают в долинах, среди крестьянских огородов, и он уже не так хорош.
Шуй Цзинь Гуй (Водяная Золотая Черепаха, Shui Jin Gui, 水金龟)
Сорт куста, из листьев которого делается чай Водяная Золотая Черепаха, входит в четвёрку знаменитых чайных деревьев утёсного района У И Шань. Он растёт среди утёсов У И в урочище Нюлань (牛栏坑), на середине склона пика Ланьгу (兰谷) в балке Шэгэчжай (社葛寨). Получил своё название из-за того, что его листья плотные, и своим ярким обликом они напоминают черепаху золотистого цвета. Собирают чай каждый год в середине мая, снимают 2 или 3 листа. Цвет свежего листа – зелёный с красным кантом, вкус сладкий, аромат высокий. Даже если заварить его крепко, горечи и терпкости не почувствуешь. Цвет выделанного чая – тёмно-коричневый, сочный и блестящий. По преданиям, в последние годы династии Цин в один весенний мартовский день начальник уезда Чунъян (бывшее название области У И Шань) вместе с чиновниками императорского чайного сада в присутствии бригадиров, рабочих, сборщиков и прочих служителей императорского производства, а также местных чаеводов по обыкновению совершал моления чайным духам на территории императорского сада. Во время обряда жертвоприношения взрывались петарды, оглушительно гремели барабаны, литавры и прочие ударные инструменты. «Чай выпустил почки!, чай выпустил почки!» — этими криками участники церемонии специально беспокоили старого Золотого Черепаха, работавшего в волшебном чайном саду при небесном дворце Нефритового Императора: он должен был поливать там чайные деревья. Этот Черепах прежде тысячу лет культивировал бессмертие в пещере Облачных Полостей (Юньсюйдун, 云虚洞) в горах Синих Облаков (Цинъюньшань,青云山). Он изначально рассчитывал получить на небе какую-то маленькую официальную должность, вовсе не желая при этом постоянно маячить на глазах у старого Нефритового Императора. Тогда его отправили в чайный сад бессмертных заниматься прополкой сорняков и поливом вечнорастущих чайных деревьев. На первое время он очень сдружился с королём обезьян Сунь У Куном, который, взяв себе титул «Великий мудрец, равный небу», служил в саду Персиков Бессмертия. Они понимали друг друга как два товарища по несчастью и всегда приходили друг другу на выручку, если кто-то из них падал от усталости и нуждался в отдыхе. Позже Сунь У Кун устроил бунт в небесных чертогах, а наш старый Золотой Черепах остался там один наедине со своей тенью, и на сердце у него было неспокойно.
У И Шуйсянь, Нарцисс с гор У И (Владыка вод с гор У И), 武夷水仙
В мире северофуцзяньских улунских чаёв Шуйсянь (水仙) является одним из двух основных сортов (наряду с северофуцзяньским Улуном). Его качество представляет собой нечто своеобразное, о нём говорили так: «Качество чая Шуйсянь прекрасно, а вкус плотный» («Записи уезда Цзяньоу», 1929-й год), «держащий первенство среди всех чаёв по чудесному фруктовому аромату». Из сорта Шуйсянь делают улунский чай. Так как места произрастания Шуйсяня отличаются, то и полные названия выделанных Шуйсяней отличаются. На севере провинции Фуцзянь используют фуцзяньский сорт Шуйсяня, из которого по технологии сбора и переработки северофуцзяньских улунов делают улунский чай в форме полосок – такой чай и называется Миньбей Шуйсянь (Северофуцзяньский Шуйсянь, 闽北水仙). Произрастающий в горах У И сорт Шуйсяня проник туда в годы цинского правления под девизом Дагуан (1820-1850), готовый продукт там называют просто Шуйсянь или У И Шуйсянь. У него есть ряд особенностей, о которых мы сообщим в конце, а пока будем просто считать, что У И Шуйсянь является одной из разновидностей северофуцзяньского Шуйсяня.
Тайваньские улуны
Несмотря на небольшие размеры острова, климат на Тайване очень разнообразен. Резкие перепады температуры, высота произрастания чайных плантаций, частые туманы напрямую отражаются на многообразии вкусов тайваньских улунов.
Все тайваньские улуны производятся из 4 основных видов чайных деревьев:
1. Высокогорный сорт Чин Шин (кит. Chin Shin) считается основным для производства улунов и культивируется на большей половине чайных плантаций о. Тайвань.
2. Цзынь Сюань (кит. Jinxuan «Золотой лилейник). Этот сорт был выведен профессором Ву после второй мировой войны в японском институте исследований чайных растений, оставленным на о. Тайвань после японской оккупации. Первоначально сорт носил название Тайваньский чай №12 или «27 сын» по номеру плантации «2027» где культивировались чайные кусты. Профессор Ву дал сорту имя своей матери Цзынь Сюань (англ. Day Lily). Обработанные чайные листья Цзынь Сюань обладают необычным для чайных деревьев молочным, слегка карамельно-сливочным вкусом.
3. Нефритовый сорт улунов был также выведен профессором Ву в 1982 году и по аналогии с Цзынь Сюань был общеизвестен как тайваньский чай №13 или «29 сын» по номеру плантации «2029». Профессор назвал чайные кусты в честь своей бабушки. Сорт культивируется в Китае не так обширно, как предыдущие, хотя имеет свою заслуженную категорию любителей. Обработанные чайные листья Тайваньского чая №13 имеют аромат орхидеи.
4. Сы Цзы улун. Гибрид чайного дерева, который был обнаружен на чайной плантации «Dа To Hwei» (в переводе с китайского «Большая голова Хвей») в районе Муча (кит. Muсha), о.Тайвань и впервые был представлен в 1980 году чаеводом Ли Чай Юань (кит. Lee Chai Yuan). Цветочный аромат чая сразу приобрел популярность среди других чаеводов и стал широко разводиться. Ли Чай Юань решил что название «Dа To Hwei» для чая звучит не слишком изысканно. Чтобы подчеркнуть по-весеннему насыщенный цветочный аромат, который присутствует в каждом урожае, чаевод назвал его Сы Цзы Чунь – «Весна четырех сезонов».
Известные сорта тайваньских улунов:
Дун Дин улун, Алишань, Лишань, Пушонг (кит. Бао Чжун Ча), Формоза улун
Ароматизированные улуны относятся к отдельной категории, при производстве которых готовое чайное сырье ароматизируется разными цветами или корнем женьшеня: Гуй Хуа улун (аромат османтуса), Да Хуа Улун (аромат гардении), Женьшень улун, Най Сян Цзинь Сюань.
Утёсные чаи гор У И
Чайные путешествия Александра Жирякова
В мае 2008 года я второй раз побывал в горах У И. Первый раз это было осенью прошлого года, были теплые дни с туманами по утрам, а в последний день даже случился тропический ливень и, уезжая на ночном поезде в Шанхай, я был уверен, что хочу вернутся сюда весной, в период сбора и приготовления чая. Так и получилось. Можно сказать, что регион гор У И составляют три достаточно разнородные местности: это, во-первых, городок районного значения Уишань 武夷山, со стеклянными башнями в центре города (правда, не очень высокими), как сейчас принято в большинстве китайских городков, узкими улочками и огородами по всему периметру города. Из достопримечательностей здесь обнаружилась только музыкальная школа, построенная в начале века, где учат играть на Гу Чжэне.
Что такое Утёсный чай?
новые открытия Ильи Бадурова осени 2010 года
Мы все давно знали, что есть Уишаньские улуны, пили их, и очень часто мелькало слово «утесный», но было не совсем понятно, что это такое. В большинстве случаях, когда говорят слово «утёсный», то представляются горы с крутыми утёсами, на вершинах которых растут эти чаи. Ситуация не совсем такова: утёсы здесь упоминаются не в том смысле, что чай на них растёт, а в том, что он растёт под этими утёсами. И название «утёсный чай» сформировалось из-за того, что чай, растущий между утёсами, растёт на почве, которая сформирована самими этими утёсами. Что имеется в виду? Сами по себе Уишаньские горы, являясь уникальным явлением природы, много миллионов лет назад были морским дном, и сама структура гор – необычная. Я не геолог, и мне было удивитеыльно видеть эту структуру – это глина с песком и мелкими камушками. Если поковырять, то она начинает крошиться! И благодаря нестойкой структуре гор вода смывает слой за слоем эту горную породу, которая оседает в ущельях. И именно в этих ущельях как раз и растёт утёсный чай, вкус которого (то, что по-китайски называется Чжэн Янь (正岩) – «настоящий утёсный») формируется благодаря тому, что он растёт не на обычной земле, а именно на почве, созданной горами.
Вкратце о Шуйсяне из Усаньди
Усаньди (吴三地) – небольшая чаеводческая деревня, расположенная в северо-западной части городского уезда Уишань. Она возникла в конце XVII века, когда трое братьев из рода У (название деревни и означает «земля трёх У») после поражения восстания У Саньгуя, спасаясь от гнева императорского двора Цин, решили остановиться здесь, в предгорьях пика Хуанган, у границы провинций Фуцзянь и Цзянси. Пару слов стоит сказать об У Саньгуе, человеке, сыгравшем выдающуюся роль в китайской истории. Молодому и талантливому полководцу империи Мин ещё не было 30 лет, когда он возглавил крупнейшую армию в северном Китае. Однако он не смог спасти императора от повстанцев Ли Цзычэна – Пекин был сдан без боя, а император Чунчжэнь покончил с собой. По одной из версий, У Саньгуй первоначально был в сговоре с Ли Цзычэном, но внезапно вспыхнувшая страсть крестьянского вождя к любимой наложнице знатного военачальника расстроила их союз. Как бы то ни было, после взятия Пекина вся семья У Саньгуя была казнена, а Ли, самопровозглашённый основатель династии Шунь, двинул свои силы на север. И тогда У Саньгуй открыл ворота Великой китайской стены маньчжурам. Ли был разбит, пришельцы-северяне закрепились в столице – так началась эпоха Цин – а У Саньгуй, уничтожив остатки династии Мин и верных ей войск, получил от новых правителей Поднебесной титул вана, провинцию Юньнань и смежные с ней области Гуйчжоу. Там он правил почти три десятка лет, собирая силы, а в 1673 году поднял мятеж, призвав народ подняться на борьбу с «северными варварами». Первоначально ему сопутствовал успех, однако он не получил той поддержки, на которую рассчитывал – патриоты ненавидели его за предательство Мин. Это вкупе с рядом стратегических просчётов привело к поражению. У Саньгуй за полгода до смерти успел провозгласить себя первым императором династии Чжоу, но в 1681 году сопротивление его внука У Шифаня было окончательно сломлено.
Бай Цзи Гуань, Белый петушиный гребень
Бай Цзи Гуань, 白鸡冠, входит в чётвёрку знаменитых кустов У И Шань. Этот чай прославился еще в династию Мин, причем известность пришла к нему раньше чем к его более раскрученному нынче соседу – Большому Красному Халату (Да Хун Пао). Вместе с Железным Архатом (Те Лохань) и Золотой Черепахой (Шуй Цзинь Гуй) эти сорта чайного дерева как раз и составляют четверку самых великих чайных знаменитостей с утёсов У И. Чайное дерево этого сорта было найдено в двух местах: 1) у пещеры Внешних демонов (Вайгуйдун, 外鬼洞) под вершиной Хуоянь (Пламенный пик, 火焰峰) в районе утёса Хуэйюань (慧苑岩); 2) в районе дворца У И (Уигун, 武夷宫) у обители Чжичжиань (止止庵). Листья и почки у него особые и удивительные, цвет листа светло зелёный, поверх зелени встречается белизна, почки изогнутые и ворс на них пушистый-пушистый. Их форма как раз напоминает петушиный гребень на голове белого фазана, поэтому называется белый петушиный гребень. В династию Мин случались факты излечения с помощью этого чая злокачественных болезней, что привело Бай Цзи Гуань к настоящей славе. Бытует легенда, что некогда один правитель области вместе со своей семьёй приехал в эти прекрасные места и остановился на постой во дворце У И. Так случилось, что его сын подхватил какую-то неведомую болезнь: у него живот раздуло будто у буйвола, и никакие лекарства не помогали. Но в один прекрасный день к ним во дворец явился монах из одной окрестной обители и предложил высоким гостям по маленькой чашечке чая. Сам правитель, только пригубив чуток чая, уже понял, что вкус его особенно прекрасен. А вот сына его эта чашечка чудесным образом излечила. Когда монаха спросили об имени этого чая, он ответил: Белый Петушиный Гребень.
Вкус, цвет, аромат
В аромате сухих листьев чувствуются мягкие цветочные и фруктовые нотки, древесные и «жареные» практически отсутствуют. Зато можно уловить запах свежего хлеба с оттенком ванили. Хлебно-пряные ноты также слышны в утесном улуне Те Ло Хань.
После заваривания аромат становится насыщенным, но не утрачивает присущей ему нежности. Отчетливо улавливаются сладкие ванильно-цветочные ноты. Цвет готового настоя янтарный, с каждым проливом меняющийся на более темный и яркий.
Вкус Шуй Цзинь Гуй богатый, мягкий, в нем гармонично сочетаются пряные и фруктовые нотки. Но он настолько сбалансирован, что трудно выделить, что в нем больше преобладает. Кто-то отчетливо различает оттенки сладкого апельсина, персика или айвы, другие ощущают легкую кислинку. Послевкусие долгое, сладостное, сочное.
Этапы производства улунов естественной скрутки.
1. Сбор сырья шай цин (кит. Cai Qing). Сбор чайных листьев проходит вручную 3-4 раза в год: весной, 1-2 раза летом и осенью. В качестве сырья отбираются почка и 3-4 зрелых листочка чайного побега. Самым высококачественным сырьем считаются листья весеннего сбора.
2. На втором этапе (кит. Wei Diao) листья раскладываются для завяливания на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении, а затем перекладываются на бамбуковые подносы. В процессе завяливания из листьев испаряется излишняя влага, они теряют глянец и приобретают эластичность, необходимую для последующей обработки.
3. Сминание (кит. Yao Qing). Сминание чайных листьев необходимо для ускорения процесса ферментации. Чайные мастера в течение нескольких часов ладонями сжимают и встряхивают чайное сырье. Для интенсивности давления иногда применяется бамбуковая ступка. Сырье отправляется на фиксацию, как только края листьев приобретают красный оттенок и начинают благоухать. Для некоторых сортов утесных улунов на этот процесс уходит до 10 часов.
4. Фиксация (кит. Sha Qing)
Фиксация листьев проходит в горячих воках. Этот процесс необходим для прекращения ферментации чайного сырья.
5. Скручивание или формовка (кит. Rou Nian). В зависимости от сорта чайные листья скручиваются в форме маленьких шариков — улуны сферической скрутки (сильноскрученные Те Гуань Инь, полускрученные Дун Дин) или в форме длинных полосок — улуны естественной скрутки (Да Хун Пао, Фэн Хуан Дань Цун).
6. Обжаривание (кит. Hong Pei). Обжаривание листьев делится на 2 этапа: первый быстрый Мао Хонг (кит. Mao Hong) при высокой температуре и второй Жу Хонг (кит. Zhu Hong) при низкой температуре. Второе обжаривание длится несколько часов и способствует улучшению аромата и цвета чайных листьев. Именно этот завершающий процесс обжаривания делает вкус улунов стойким к многократным завариваниям. Чайные мастера опытным путем определяют, насколько огонь должен «проникнуть» в чайные листья.
7. Завершающий этап включает сортировку, охлаждение и упаковку готового чая.
По месту произрастания и производству китайские улуны разделяются на:
1. Северо-фуцзянские улуны или уишаньские улуны
Чайные плантации для производства этого вида улунов находятся в горах УИ в северной части проинции Фуцзянь.
По сорту чайных деревьев внутри группы улуны подразделяются на 2 категории:
a. Утесный высокогорный улун У И Ян ЧаСорта: У И Шуй Сянь (Нарцисс из У И), У И Жоу Гуй (Корица с гор У И), а также 4 самых известных сорта: Да Хун Пао «Большой красный халат», Те Лохань «Железный Архат», Бай Цзи Гуань «Белый петушиный гребень», Шуй Цзинь Гуй «Золотая черепаха»b. Северо-фуцзянский улун Шуй Сян (Нарцисс с гор У И)
2. Южно-фуцзянские улуныВыращиваются и производятся в южной части провинции Фуцзянь в регионах Анси, Йонгчун (кит.Yongchun), Наньян (кит. Nan’an), Пингхе (кит. Pinghe), Хуаян (кит. Hua’an).Самыми известными считаются сорта улунов из Анси: Те Гуань Инь (Железная Бодхисаттва Гуань Инь), Хуан Цзин Гуй — «Золотая Корица), Бэн Шань, Мао Се (Ворсистый краб), а также улун из уезда Юн Чунь — Фошоу (Рука Будды).
Что это за улун
Шуй Цзинь Гуй (Водяная Золотая Черепаха) – улун, что выращивается в гористых местностях Уи на севере провинции Фуцзянь. Известен еще со времен правления династии Цин, в эпоху которой были выбраны 4 знаменитых куста (Да Хун Пао, Бай Цзи Гуань, Те Ло Хань и Шуй Цзинь Гуй).
Есть несколько легенд появления этого северофуцзяньского улуна. По одной из них, в чайное дерево воплотился бессмертный дух Золотой Черепахи. Он работал в волшебных садах при небесном дворце Нефритового императора и был тронут искренностью моления чаеводов, их поклонами и обильными жертвенными подношениями. И в один из дней, задействовав всю свою магию, он превратился в чайный куст. А место для успокоения души выбрал в горах Уи, там, где, как он считал, были наилучшие климатические условия для роста чайных деревьев.
Считается, что свое название чай получил за то, что плотные, продолговатые листья ярко-зеленого цвета, которые собирают для его производства, напоминают по форме панцирь черепахи. В других источниках, можно встретить информацию, что это крона чайного куста имеет оригинальную форму черепашьего панциря. Это прозаичные, но зато более правдоподобные версии его происхождения.
После сбора, благодаря особенностям обработки, в результате ряда химических реакций листочки приобретают характерную для улунов черту – красную каемку.
Гуандунские улуны
Провинция Гуандун является основным местом по производству китайских улунов. Другое название гуандунсиких улунов — улуны с гор Феникса происходит от одноименных гор (кит. Feng-huang Shan), находящихся на севере провинции Гуандун, в районе города Чаочжоу. Основным сортом гуандунских чайных деревьев являются одиночные кусты «Дань Цун», культивированых из сортов группы Феникс Шуй Сянь (кит. Feng-huang Shui-xian).
Чайные листья кустов Дань Цун имеют необыкновенную способность имитировать вкус и аромат многих цветов и фруктов (орхидеи, миндаля, имбиря, магнолии и многие другие).
Улуны. Часть 2: У И Шань. Четыре Великих Куста. Шуйсянь и Жоугуй
Радио Пуэр FM. Выпуск 33
Часть 1: У И Шань. Да Хун ПаоЧасть 2: У И Шань. Четыре Великих Куста. Шуйсянь и ЖоугуйЧасть 3: Южная Фуцзянь. Те Гуаньинь и другиеЧасть 4: Гуандун. Одиночные Кусты с Гор ФениксаЧасть 5: Тайвань
Продолжение рассказа об утесных улунах. Еще немного о происхождении термина «улун»; краткий обзор достопримечательностей У И Шань; вкратце о Четырех Великих и двух самых популярных утесных сортах.https://www.tea-terra.ru/wp-content/uploads/mp3/puerfm_033.mp3 Еще раз вернемся к происхождению названия этого вида чая. Всезнающий Яндекс подсказал мне, что, как выясняется, в сети сейчас преобладает не легенда о недостаточно быстроногом чаеводе-охотнике, а другая версия: якобы название дано по имени реки Черного Дракона, Улунцзян, на берегах которой появился этот вид чая.
В провинции Фуцзянь действительно есть река с таким названием – это южный рукав реки Миньцзян в районе города Фучжоу, правда, совершенно непонятно, какое отношение эта река имеет к улунскому чаю. Забавно еще и то, что Улунцзяном или Хэйлунцзяном в Китае также называют Амур, на берегах которого улунами, конечно, не пахнет. Вообще же, слово улун является названием распространенного в Фуцзяни вида змей, имеющих темную окраску, и согласно еще одной из версий, крестьянин, нашедший необыкновенно ароматный куст чая, вынужден был пожертвовать курочку охранявшей его змее; по еще одному варианту, растение этого сорта просто нашли в месте, называвшемся перевалом Черных Змей. Наконец, указывают и на то, что листья готового улуна продольной скрутки и сильной прожарки внешне похожи на темного, слегка изогнутого, дракона. В общем, точная этимология названия этого вида чая неизвестна, и это как раз тот случай, когда вам ничто не мешает выдумать собственную легенду, и, более того, вполне вероятно, что она совпадет с какой-нибудь из уже существующих.
О названии и производстве
Вэнь Шань относят не к высокогорным, а к равнинным улунам. Его выращивают в чайных садах на высоте 400-500 метров в северо-восточной части Тайваня, в округе Тайбэй (Вэн Шань) в районе Пиньлин.
Чай производят из листьев культивара Цин Синь (Улун с зеленой сердцевиной). Для него срывают лишь два-три листочка с верхушки каждого побега, в промежуток между 10 и 3 часами дня, в сухую ясную погоду.
Сбор сырья для Бао Чжун проводится круглый год. Если чай собрали в период:
- с середины марта по начало мая, то его называют весенним;
- с конца мая до середины августа – летним;
- с середины августа по октябрь – осенним;
- в первую половину ноября – зимним.
Процесс обработки листьев от сбора до упаковки (завяливание, поджаривание, скручивание, сушка и др.) строго контролируется.
Обычно у названий китайских и тайваньских улунов есть красивый звучный перевод. Но в случае с Вэнь Шань Бао Чжун его надо просто запомнить, как есть, в оригинале.
Вэнь Шань – район на севере Тайваня, где производят этот чай. По устоявшейся традиции наименование места происхождения вошло в название.
А вторая часть «Бао Чжун» отражает способ упаковки. Когда-то китайский производитель чая упаковал его в бумажную обертку. Снаружи коробки имелась отметка о производителе. «Бао Чжун» в прямом переводе звучит как «завернутый чай». Именно так в прошлом и называли все упакованные сорта.
Считается, что Вэнь Шань – лучший представитель чаев из северной части Тайваня, а из южной – это Дун Дин улун.
Восемь Бессмертных и ещё Восемь Бессмертных – итого шестнадцать
Помните, я подвешивал в воздухе вопрос, как соотносятся друг с другом У И Ба Сянь и Ба Сянь Дань Цун, У И Ци Лань и Ци Лань Дань Цун, У И Жоу Гуй и Жоу Гуй Дань Цун – не являются ли они роднёй друг другу? Подозрительно ведь: все эти уишаньские сорта не являются эндемиками утёсного района и завезены как раз с юго-востока. В то же время, даньцунов с названиями, созвучными уишаньским эндемикам – Те Лохань Дань Цун, Ци Дань Дань Цун и т.п. – нет. Вопрос с Жоу Гуй и Ци Ланью остаётся не до конца ясным. Мне встречались упоминания о том, что Жоу Гуй Дань Цун, как и У И Жоу Гуй, назван в честь коричника, что подразумевает, что эти сорта чая не имеют родственных связей друг с другом. Возможно, что и Ци Лань Дань Цун (или Ци Лань Сян Дань Цун) получил такое имя просто из-за сходства с ароматом Ци Лани. А главное – существуют старые деревья Жоу Гуй Дань Цуна и Ци Лань Дань Цуна с выраженным стволом, то есть это баньцяому, в отличие от У И Жоу Гуй и У И Ци Лани. Однако упоминается и о том, что на востоке Гуандуна наряду с даньцунами и Шуйсянем культивируются также Ци Лань, Жоу Гуй, Хуан Дань и т.д. Трудно быть абсолютно уверенным, что они не имеют отношения к даньцунам с похожими названиями.